Персональные инструменты
Счётчики
В других энциклопедиях

Карел Чапек

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Чапек смотрит на тебя свысока.

Ка́рел Ча́пек (рас. чешск. Karel Čapek, 1890—1938) — чешский писатель, журналист, переводчик, собачник, фотограф и просто очень хороший человек. Широкому кругу людей известен в первую очередь как автор юмористических и сатирических новелл. В номинациях «мастер короткого рассказа» традиционно делит 1-3 места с А. Чеховым и О. Генри. Наряду с Ярославом Гашеком составляет чуть менее, чем всю известную большинству чешскую литературу.

Содержание

[править] Биография

Юность Чапека пришлась на очень непростой период. Европу потрясали войны и революции, в родной Чехии свирепствовали Габсбурги, в мире творился АдЪ кромешный. В этот период Чапек пишет свои «Мучительные рассказы», основной чертой которых была безысходность и неспособность противостоять жестокому миру. Но отгремели мировые потрясения, Чехия скинула с себя оковы империализма и встала с колен. Казалось, ничто не может поколебать молодую свежеиспечённую демократию. Чапек с радостью принял перемены и близко сошёлся с новыми властями. Как впоследствии оказалось — напрасно, ибо этим его попрекали до конца жизни. А пока — Чапек создаёт свои бессмертные новеллы, посвященные, казалось бы, обыденным вещам, но благодаря писательскому таланту преподнесённые ярко и необычно.

В 1925 году в Чехии появилась национальная фашистская партия и Чапек встал на путь открытой борьбы с фашизмом. Именно тогда и была написана «Война с саламандрами» (1936), книга, явившаяся вершиной его творческой деятельности и один из лучших сатирических романов ever.

Впрочем, и другие его произведения не менее примечательны. В конце своей жизни Чапек близко сошёлся с чешскими коммунистами, несмотря на повешенный на него ярлык «официального писателя». Хотя сам был умеренный социалист и коммунистов считал людьми мрачными, которые только и живут, что в ожидании мировой революции (см. «Почему я не коммунист»).

Теперь его начали травить и реакционные фашистские элементы. Не только книги Чапека запрещались к публикации, но и само его имя было табуировано. Ирония судьбы, но травили его по той же причине, что и раньше. Он был «официальный писатель» чешской власти, друг первого президента Чехословацкой Республики Томаша Масарика. Чапеку слали анонимки, угрозы, оскорбления.

Умер Чапек от гриппа, 25 декабря 1938. Успел увидеть мюнхенский сговор (предсказан в «Войне с саламандрами»), начало второй мировой увидеть не успел. Смерть избавила его от застенков гестапо. Чего не смог избежать его брат Йозеф, замученный нацистами в концентрационном лагере. Good night, sweet prince…

[править] Увлечения

Чапек увлекался многими вещами. В частности, коллекционировал ковры и даже слыл экспертом в области ковроведения. Коврам посвящены замечательные рассказы «Редкий ковёр» и «Восток». Любил кактусы и в этом деле тоже преуспел. Кактусы им были воспеты в «Похищенном кактусе» и «О любителях кактусов». Любил собак, да. Правда дрессировать их не умел. Подробности изложены в «Минде, или О собаководстве» и в «Дашеньке, или Истории щенячьей жизни». И уж конечно нельзя не упомянуть об увлечении фотографией! Рассказ «Человек и фотоаппарат», посвящённый борьбе начинающего фотографа с непослушной техникой, актуален и по сей день.

[править] Война с саламандрами

«

Я писал о саламандрах потому, что думал о людях.

»
— Карел Чапек

Антифашистский роман, третий для автора, 1935 год, самое известное произведение Чапека. Переведён на множество языков. Написан в стиле газетной публикации, благо автор, в отличие от нынешних журнализдов, знал что это такое.

[править] Краткое содержание

Капитан Ван Тох находит на далеком островке очень смышленых саламандр. Эти доверчивые существа живут в очень неблагоприятных условиях и капитан, обеспокоенный их судьбой, обращается к предпринимателю Бонди с деловым предложением организовать добычу жемчуга. Бонди получает выгоду от продажи добытого саламандрами жемчуга, капитан же занимается расселением их по островам Тихого Океана. Проходит время, и ушлый торговец придумывает тысячи способов использования саламандр и их труда для извлечения прибыли.

Саламандры становятся дешёвой рабочей силой. Человечество всё больше и больше зависит от них. Случаются, правда, столкновения на почве неприязни, но всё это меркнет перед жаждой наживы зажравшихся торговцев безропотными существами. Даже название международного треста S-Trade, занимающегося торговлей саламандрами, символизирует о том, что настоящий их статус — рабы.

Саламандры понемногу эволюционируют. У них появляются учёные, инженеры, писатели. И они всё больше и больше обособляются от людей. Всё кончается тем, что саламандры прекращают работать на людей и начинают преследовать собственные цели. А главной целью у них является увеличение количества побережий, ибо они могут жить только на мелководье. И саламандры начинают топить континенты. Но и это не останавливает любителей наживы. Они продолжают поставлять саламандрам взрывчатку, механизмы, еду — всё то, что саламандры не могут производить самостоятельно. Люди окончательно потеряли преимущество и мало-помалу уступают свои земли. Противостоять саламандрам не видится возможным. В самом конце автор ведёт диалог с самим собой о том, что будет дальше с людьми и саламандрами. Людей жаль, но они мудаки и сами виновны в том, что произошло. Саламандры же, как их идейные наследники, оказываются не худшими мудаками - перенимают от людей поцреотизм и ватничество, делятся на враждебные друг другу нации "атлантов" и "лемурийцев" и гибнут от искусственной жаберной чумы, уничтожив друг друга. Людям же остаётся только вернуть себе Землю и слушать древние байки о легендарых Франциях и Германиях.

[править] Интересные факты

  • Под Андреасом Шульце, Верховным Саламандром, Чапек вывел Адольфа Гитлера. В тексте это прямо не указывается, но в конце есть авторская ремарка, что Шульце во время Первой Мировой служил фельдфебелем. Гитлер, как известно, в Первую Мировую был ефрейтором. Так что на самом деле саламандры — самые что ни на есть настоящие фашисты. Такие дела.
  • У ряда читателей интерес к роману перешёл в хроническую форму.
  • И, да-да, народный эпос — тоже отсюда!

[править] Известные произведения

За 22 года писательской деятельности Чапеком написано 44 книги. Здесь даётся неполный их список.

  • R.U.R — пьеса про ВНЕЗАПНОЕ изобретение роботов. И да, слово "робот" придумано именно Карелом и Йозефом Чапеками. Краткая суть: Удалось создать хитрую протоплазму (да-да, так всё и было, никаких шелезяк!) и начать штамповку. Тамошние роботы были почти как люди, с той лишь разницей, что чувствами не обладали и были готовы работать за ЖРАТ хоть в анальном рабстве. Естественно, их в это самое рабство и обратили. Человечество же на этой почве невозбранно погрузилось в БАО и бокланопоцтит, ибо зачем моск, если и так всё за тебя делают? В один прекрасный день роботам всё происходящее пришлось не по нраву. И они убили всех людей. Слава роботам!
Этот сюжет — едва ли не самый канонiчный в фантастике и по сей день. Можно вспомнить Терминатора или Футураму, например. Кстати говоря, планета, где Бендер толкнул свою знаменательную фразу, называется Чапек-9.
  • Фабрика абсолюта — еще один знаменитый (и первый) роман автора, 1922 год. Суть событий находится где-то на стыке религии и философии. Чехословацкие ученые изобрели вечный двигатель, но ВНЕЗАПНО проявился побочный эффект — при его работе кроме чистой энергии выделяется ещё и чистый дух — Абсолют. Лулз в том, что первый движок поставили на землечерпалке, и на юзеров снизошла благодать… Количество и разнообразие возникающих религий и философских течений (в зависимости от мест установки ВД) поражает внимательного читателя; представьте, например, что может «родиться» на карусели в луна-парке, оборонном заводе, в борделе. Такой Филип Дик 20-х годов. Роман-фельетон, то есть печатался в газете по частям полгода (как и «Война с саламандрами»). Полезен школоте для ориентации в многоконфессиональном мире.
  • Белая болезнь - пьеса про то, как в недалёком будущем свирепствует пандемия новой неизлечимой болезни, поражающей людей исключительно старше 45 лет. В стране, незастенчиво копирующей Германию времён херра Ибн-Алоиза, доктор-пацифист изобретает лекарство, но отказывается отдать его миру, пока диктатор страны не прекратит агрессивную внешнюю политику. В финале диктатор сам заболевает и соглашается на мир, но доктор убит агрессивной толпой поцреотического быдла, а лекарство потеряно.
  • Средство Макропулоса - комедия(в античном значении этого слова, смехуечек ждать не следует) с двумя переплетёнными сюжетными линиями. Одна - про развратную, стервозную и прококаиненную певицу-Femme Fatale, которая живёт под разными именами более трёхсот лет, благодаря принятому ею в молодости эликсиру жизни, дающего триста лет жизни за один приём. Она отчаянно ищет рецепт его, и пересекается со второй - длящейся более ста лет тяжбе за имение на земле с богатыми месторождениями угля. Вся суть - рассуждения автора о ценности жизни и бессмертия, о том как оно разрушает и разлагает людей. В финале, все решают, что вечная жизнь не нужна.
  • Кракатит — «роман-предостережение» (второй у автора), 1924 год. Чехословацкий ученый напилил атомную бомбу (да-да, до 1945-го ещё 21 год) и в результате (любовь, бедность, драки и погони — классика по О. Генри) разочаровался в результатах. Если поменять имена (пароли, явки) и матчасть, то получится «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого (1927 год). Так-то! Входит в чешскую школьную программу. А еще в данной книге очень качественно передано состояние человека в менингитном бреду, чуть ли не на себе можно прочувствовать.
  • Как делается … — много разных вещей. Там, где про «газету» — следует читать всем юным журнализдам. Точнее не расскажешь. Да и стиль у автора вкусный… или наоборот.

[править] Ссылки


6988.png Карел Чапек — наше всё!
Дохлые классики  АверченкоБомаршеБрэдбериБулгаковВольтерГаррисонГашекГовардГоринГорчевДидроДикДовлатовДостоевскийКастанедаКафкаКлимовКормильцевКэрроллЛавейЛавкрафтЛемЛецМаркиз де СадНабоковПетраркаПетуховПоПратчеттПушкинРуссоРэндСабатиниСолженицынСтругацкиеСэлинджерТэффиТолкинХакслиЧапекЭренбург
Современники  АкунинБаркерБелобров-ПоповБригадирВеллерГалковскийГришковецГуберманДивовЕськовЖванецкийКагановКрапивинЛожкинМасодовНевзоровНиконовОхлобыстинПаланикПереслегинПодервянскийПротопоповСапковскийХаецкаяШендеровичШестаков
Поэты  БродскийВысоцкийДуховниковаКобраМамоновМаяковскийНемировНострадамусОтар-МухтаровСеверянинХайямХармсЧёрныйШанаеваШевченкоШиропаевЭбеккуев
Борзописцы и худловары  АсовАрбатоваБагировБеркем аль АтомиБушковГлуховскийГолубицкийГораликГриценкоДонцоваДьяковИстарховКалашниковКаррКизиКингКоэльоКрыловКупцовЛатынинаЛи Вонг ЯнЛукьяненкоМинаевМухинНачинающий писательНестеренкоНикитинОлег Т.ПелевинПерумовПонасенковПрохановРадзинскийСоколовСорокинСтальфельтСтариковСуворов-РезунТолстаяФрайЧернобровЧудиновШахиджанянШиряновЭкслер