Персональные инструменты
Счётчики

Esperanto

Материал из Lurkmore
(перенаправлено с «Эсперанто»)
Перейти к: навигация, поиск
«

У этого бесцветного языка было только одно достоинство: он был легок, это был не язык, а невесомая шелуха, отвеянная со всех языков мира.

»
— Паустовский
Флаг эсперанто
Ля Эсперантино (псевдоним создателя этого языка)

Esperanto (эсперанто, в русском языке пишется именно с маленькой буквы; сокр.: e-o, э-о) — самый распространённый плановый (искусственный) язык, придуманный пшекским врачом-окулистом еврейского расового происхождения, родившимся в Российской империи в белорусском городе на территории нынешней Польши, Лазарем Марковичем Заменгофом (такая вот сложная ситуация). С именем создателя — тоже засада: несмотря на то, что, по официальным документам, его имя писалось именно так, вся Европа и весь Пиндостан называют его Людвигом Лазарем.

В конце июля 2017 года язык отметил 130 лет своего выживания существования.

Содержание

[править] Цели

Ubuntu на сабже

По официальным заявлениям, задача эсперанто — служить языком-посредником между теми, кто не знает не то что английского, но даже и русского. Научиться лопотать на эсперанто можно буквально за несколько месяцев, а кроме того, это нейтральный язык, не являющийся родным ни для одного народа. С английским языком всё по-другому, пиндосы его знают с детства, а нам надо учить пиндосский, чтобы с ними общаться; а сто лет назад в таком же привилегированном положении были французы. Абыдно, да?

Примерно после пятой рюмки эсперантисты начинают задвигать идею, что их язык обладает большой пропедевтической ценностью, то есть значительно облегчает последующее изучение других языков, причем не только европейских (из которых лексика эсперанто чуть менее, чем полностью взята), но и любых других. Объясняется этот факт тем, что при изучении первого иностранного языка много сил тратится на борьбу с мыслью «ну они тупые, не могли запилить как в крузисе в родном языке», поскольку сравнить не с чем. Выход в мета-лингвистическую позицию, когда родной язык воспринимается как один из языков, а не как истинный язык, с помощью эсперанто даётся проще, потому что сам язык проще. Входит в рекомендации лучших языководов.

[править] Религиозная основа

b
Ребенок говорит на эсперанто

Все началось с того, что Заменгоф изобрел гиллелизм — новую религию, в которую он задумал обратить первым делом всех евреев, а потом всех вообще. Религия была за все хорошее и против всего плохого, а помимо этого не учила ничему; кроме того, у евреев уже был иудаизм.

Гиллелит атеист может под словом Бог подразумевать силы природы и мировую нравственность; Гиллелит суеверный может рисовать себе Бога сидящим на небе и владеющим адом и раем; и оба они все-таки будут хорошими Гиллелитами…

Хитрый план состоял в окончательном решении еврейского вопроса:

Посмотрим действительно, что сделается с евреями после перехода их в Гиллелизм. Заграницей, где к Гиллелизму, как к чистой религии будущего, без сомнения сейчас же кроме евреев начнет переходить и множество лиц других вероисповеданий, по истечении нескольких десятков лет невозможно будет уже узнать, какой Гиллелит происходит от евреев, а какой от других групп населения. Там, следовательно, по необходимости еврейский вопрос в самое короткое время исчезнет совершенно бесследно, так как, несмотря на всякие фразы о национальности, известно, что религия есть единственный признак, отличающий еврея от не-еврея.

А эсперанто здесь должно было играть роль богослужебного (точнее, идолослужебного) языка:

Картина Гиллелизма будет однако не полна, если мы не упомянем еще об одном пункте, который составляет нераздельную, составную часть того Гиллелизма, о котором мы мечтаем. Это есть установление общего нейтрального богослужебного языка для всех Гиллелитских храмов, в какой бы стране они ни находились.

После предсказуемой реакции мирового еврейства Заменгоф переименовал свою религию в хомаранизм и начал проповедовать ее среди всех без разбора. Что может быть лучше собственного языка, чтобы сплотить единоверцев?

Моим языком я называю тот язык, который я лично лучше всего знаю и охотнее всего говорю, но к имени этого языка я должен всегда добавлять слово «хомаранский», чтобы показать, что я не рассматриваю мой язык как идол и что мой идеал — язык нейтрально-человеческий. Во всех хомаранских собраниях и, насколько возможно, также во всех частных общениях с хомаранами я должен использовать язык хомаранский.

В настоящее время хомаранизм благополучно издох и живет лишь в сердцах некоторых наивных эсперантистов. Если хотите их затроллить, скажите им, что эсперантизм — это только прикрытие для секты хомаранистов. Лулзы обеспечены.

Впрочем, знамя хомаранизма подхватили бахаи, стремящиеся к объединению человечества в один народ и считающие эсперанто хорошим, годным для этой цели языком. Бахаи даже сумели обратить в свою веру дочь Заменгофа Лидию.

Ну и рассказ о религии был бы неполным без упоминания секты Оомото, в которой Заменгоф почитается как аватар божества.

[править] История

Первый учебник был напилен в 1887 году (после десяти лет работы) под названием «Д-ръ Эсперанто. Международный языкъ. Предисловіе и полный учебникъ» («D-ro Esperanto. Lingvo internacia. Antaŭparolo kaj plena lernolibro»). Книга была выпущена на русском языке, потом последовали издания на польском, французском и немецком.

Слово Esperanto («Надеющийся») Заменгоф использовал в качестве своего псевдонима, а не названия языка (язык назывался internacia lingvo — «международный язык»). Но народ решил называть так сам язык.

Эсперанто, как и многие другие явления, окружён мифами, главным образом из-за того, что автор был евреем. В своё время эти мифы приняли к сведению нацисты, которые придушили движение эсперантистов на несколько десятилетий. В то же время в СССР множество эсперантистов было репрессировано по статьям «шпионаж» и «измена родине». Кроме того, изрядно поднасрали эсперантистам и французы: когда Иран (где было дофига эсперантистов) выдвинул в Лиге Наций предложение ввести во всех странах Лиги эсперанто в школах как иностранный, французы воспользовались правом вето и предложение зарубили на корню, ибо языком международного общения тогда был французский, с чего лягушатники имели всяческих пряников. После Второй мировой таким языком стал английский, отчего лягушатникам стало гораздо хуже, чем если бы им стал эсперанто.

[править] Типичные мифы в головах эсперантистов

  • Эсперанто-тусовка умнее случайной, потому что туда входят люди, осилившие эсперанто
…что противоречит их же аргументу о том, что эсперанто может осилить любой ёжик за пару недель. Скорее имеется в виду небыдловость эсперантистов в целом, ибо быдлу не придёт в голову плыть против течения и учить немейстримный и вообще не естественный язык.
  • На эсперанто есть куча в высшей степени ценной оригинальной литературы
…написанной писателями на эсперанто, потому что на родном языке их читать бы вообще никто не стал, а тут хотя бы адепты читают. С тем же успехом можно её написать на эльфийском или ифкуиле, и фанаты сабжа сразу набросятся. Правда, на эсперанто европейцам читать попроще.
  • Эсперанто позволяет пользоваться очень полезной системой вписок Pasporta Servo
…а интернет позволяет пользоваться еще более полезными и всеохватывающими системами вписок.
  • Английский язык не столь уж распространен.
Эсперантисты просто обожают из разных оценок успешности английского выбирать наименьшую и носиться с воплями «я ж говорил, что все остальные оценки завышены! это все происки Америки и Британии!». На самом деле, конечно, английский — язык цивилизованного мира[1]. В нецивилизованном ни английского, ни эсперанто не знают, толку от обоих будет мало. К слову, эсперанто весьма популярен в Восточной Европе, где английский учить не привыкли, что в среде небыдла рождает протест «а чё мы должны этот язык островитян учить? давайте-ка в пику им выучим эсперанто».
  • Другие проекты международных языков не нужны.
Конечно, не нужны, но всё то, что эсперантисты говорят о других проектах («фи! да кто на этом разговаривает?»), говорится и всеми остальными об эсперанто, и почему-то эсперантистам это не нравится.
  • Эсперанто как проект международного языка совершенен.
При этом конкретных сравнений с другими искусственными языками (воляпюк, интерлингва и пр.), как правило, не проводится, а в наиболее запущенном случае тезис выглядит примерно так: «Эсперанто — совершенный язык, но чтобы это понять, вы должны на нём проговорить 20 лет» (спойлер: читай — стать тру-эсперантистом и подвергнуться соответствующей психологической обработке о совершенстве сабжа).
  • У эсперанто ещё есть шанс победить английский.
Те, кто изучал английский по «Headway», помнят интервью с профессором-эсперантистом, который заявил, что эсперанто заменит английский в качестве языка компьютеров и информатики. В конце концов, знание эсперанто даже при самом оптимистичном раскладе никак не заменит знание английского. Даже если весь мир решит при международных коммуникациях перейти на сабж, британские учёные и американские манагеры между собой всё равно продолжат общаться на родном языке. И всем, кто хочет учиться в Гарварде и Оксфорде, торговать акциями в Лондоне и Нью-Йорке, да даже просто читать научные статьи во всяких American Journal of Something, без свободного владения английским по-прежнему будет никуда (точно так же, как сейчас никуда без знания французского в бывших колониях Западной Африки, немецкого в Восточной Европе — и это невзирая на всю мировую гегемонию инглиша).
  • Причина лютого фэйла эсперанто вовсе не в недостатках языка, а в недостаточной пропаганде.
Вообще-то совершенно очевидно, что приток эсперантистов равен количеству заинтересованных, помноженному на вероятность заинтересованного стать эсперантистом. А эта вероятность напрямую связана с а) достоинствами самого языка и б) имиджем самих эсперантистов, ибо далеко не каждый будет готов не только получать фан от общения на простом и интересном языке, но и принять все эсперантистские догматы (например, в неанглоговорящих странах не пытаться говорить с местными на английском), делить мир на эсперантистов и остальных, регулярно участвовать в эсперанто-тусовках и пр.
  • Эсперанто несёт мир всему миру.
Как поется в гимне эсперанто, «На базе нейтрального языка, понимая друг друга, народы соберутся в согласии в один большой семейный круг». Хомаранизм, однако. Ну вот в СНГ (почти) все говорят по-русски, и где большой семейный круг? А как же война Америки за независимость? Можно ещё вспомнить про Великобританию и Ирландию (особенно Северную), где вроде бы тоже те и другие говорят на английском и друг друга очень любят.
  • Эсперанто не имеет никакого отношения к секте.
Как и веганы. Конечно, эсперанто не секта: нет ни жёсткого центра, ни подавления личности. Но, тем не менее, очевидна сакральность эсперанто для многих эсперантистов, стремление держаться своих и постоянно идентифицировать себя с эсперантистами (в том числе путём регулярного посещения IJK, UK и прочих эсперанто-конгрессов). Также для эсперантистов характерно разделение мира на «своих» (т.е. эсперантистов) и остальных, которые ещё не познали Истину и которых надо по возможности потихоньку агитировать за эсперанто — например, постоянными постами о/на эсперанто у себя на стене вКонтактике. Да-да, основа увеличения числа эсперантистов — это varbado, то есть вербовка, ничего не напоминает? Именно это отталкивает часть заинтересовавшихся эсперанто как языком (часто — одним из многих) от идентификации себя как «эсперантиста».
  • Эсперанто имеет всего 16 правил.
Потому что Заменгоф не знал, что некоторые области языка должны быть регулярными, а не абы как. Ну что с окулиста взять? Позднее недостающие правила были выведены задним числом на имеющемся материале, например, правила словообразования де Соссюра. Разумеется, правил стало гораздо больше, чем 16.
  • Эсперанто имеет огромный пропедевтический эффект, то есть если поучить эсперанто, то потом любой язык станет легче.
На самом деле, эсперанто как лёгкий язык может убедить кого-то, что изучение языков — это совсем не страшно, и после э-о он с большей вероятностью возьмётся учить английский или что-то ещё. Однако примитивная элементарная грамматика и логичное правописание закономерно вызовет баттхёрт при попытке изучить богатейшую парадигму глагола в романских языках, правила чтения в английском или стили речи в японском... И вряд ли он будет меньше, чем у среднестатистического анонимуса. Что касается лексики, то она может помочь запомнить достаточно много слов во французском, итальянском, немецком, латинском и частично русском (если изучающий не рашн гай), в остальных всё равно всё надо будет учить с нуля.

Также эсперанто как язык, в котором в пределах существующих правил можно образовывать какие угодно слова и формы, вызывает у некоторых изучающих языковой либерализм головного мозга. То есть человек вдруг понимает, что нет никакой реальной причины не образовывать причастия будущего времени или форму 1 лица единственного числа от глагола «победить» в русском, или не образовывать будущее время от модальных глаголов в английском (I will can do it). Ведь в эсперанто (и в других естественных языках) это всё можно! Поэтому эсперантист иногда начинает вести холивары в интернетах с граммар-наци, итог которых так же предсказуем, как и при всех других холиварах – каждый остаётся при своём глубоко правильном мнении.

[править] Изучение языка

Эсперантисты утверждают, что их язык очень лёгок для самостоятельного изучения, но для некоторых это не так. Грамматика регулярна и проста, изучается всеми очень быстро, но даже при мощной системе словообразования почти всю лексику придётся зубрить так же упорно, как и в других языках. Если вы владеете парой-тройкой европейских языков, то изучить эсперанто вы сможете без проблем, как, например, Лев Толстой — ибо для запоминания каждого слова вам достаточно будет запомнить, из какого языка оно заимствовано. Если же ваши знания языков ограничиваются только школьным английским, то вам придётся несколько месяцев и даже лет упорно наращивать свой словарный запас, точно так же как в любом другом языке.

Рекорд по скорости изучения эсперанто установил И. А. Бодуэн де Куртенэ (20 часов)[2].

[править] Фонетика и орфография

В эсперанто большинство букв читаются так, как пишутся, запомнить нужно только несколько букв:

  • c — [ц] (явно под влиянием польского)
  • ĉ — [ч]
  • ĝ — [дж]
  • h — [h] как в английском
  • ĥ — [х] как в русском, используется редко, в основном для передачи иноязычных имён и названий, например ĉeĥo «чех»
  • j — [й]
  • ĵ — [ж]
  • ŝ — [ш]
  • ŭ — неслоговое [у] (звук, похожий на английский [w] или белорусский [ў])

Особенность эсперанто также в том, что так как все существительные заканчиваются на -o, на него же заканчиваются и все названия согласных букв: B — «бо», C — «цo» и т.п. Поэтому сокращённые названия международных конгрессов эсперантистов IJK и UK правильно читать «и-йо-ко» и «у-ко». Гласные называются так же, как пишутся: «а», «е», «i», «o», «u».

В фонетике Заменгоф явно ориентировался на родные русский и пшекский, ибо в эсперанто нет ни одной фонемы, которой не было бы в русском или польском языке[3]. Зато есть шипящие, которые финну или испанцу, вздумавшему пользоваться la internacia lingvo, будет ой как трудно выговорить. Для этих шипящих ещё и были введены дополнительные буквы с крышечками, которые в раскладках естественных языков отсутствуют. И тут начались проблемы.

В типографиях, печатающих на эсперанто, выход нашёлся достаточно быстро: диакритики шли накладками к литерам в кассе, ставь любой знак для любой буквы. Для типографий, которые не специализировались на э-о и не имели диакритических букв, была придумана H-sistemo, где вместо букв с диакритикой использовалось сочетание «буква + h», причём добро на это было дано самим Заменгофом в «Основах эсперанто» aka «Fundamento»: «Типографии, не имеющие букв ĉ, ĝ, ĥ, ĵ, ŝ, ŭ, могут на первых порах употреблять ch, gh, hh, jh, sh, u». Система продержалась довольно долго, даже в книжке 50-60-х годов «Определитель языков мира по письменностям» Гиляревского и Гривнина в качестве примера эсперантского текста приводится вариант в H-системе. Однако так как буква H используется и в качестве самостоятельной буквы, H-система могла вызывать неоднозначности в прочтении, например, chashundo «охотничья собака» читается «часхундо», а отнюдь не «чашундо».

Поэтому позднее вместо H-системы была придумана X-система, поскольку буква X в эсперантском алфавите не используется и неоднозначностей в прочтении не вызовет. Большинство эсперантских сайтов и эсперантская Википедия даже автоматически преобразовывают букву с Х в соответствующую букву с крышечкой. Например, напишешь lauxtgorgxa cxehxo и нажмёшь «Отправить» — сохранится текст laŭtgorĝa ĉeĥo.

Вопросы передачи дополнительных букв, почти все из которых передают шипящие, породили темы для срачей о (не)нужности шипящих и дополнительных букв в эсперанто.

[править] Лексика

Лексика эсперанто представляет собой винегрет из основных европейских языков, в основном французского/итальянского/латыни и немецкого. Например:

  • lingvo «язык» — из латинского lingua
  • pensi «думать» — из французского penser
  • mundo «мир, вселенная» — из латинского mundus
  • paco «мир, отсутствие войны» — из латинского pax, pacis
  • nomo «имя» — из латинского nomen и т.п.
  • dankon «спасибо» — из немецкого danke
  • flugo «полёт», flugi «летать» — из немецкого Flug
  • lando «страна» — из немецкого Land
  • sed «но» — из латинского sed[4].

При этом союз kaj «и» почему-то взят из греческого. Возможно, потому, что там он состоит не из одного, а из нескольких звуков (в отличие от славянского «и» или романского «e»), а английское and Заменгофу в голову не пришло, потому что английский тогда ещё не был мейнстримным.

Также есть совсем экзотические вещи типа birdo «птица» (англ. bird), rajto «право» (англ. «right») и даже pravi «быть правым» (понятно, откуда). А слово edzo «супруг» вообще взято из идиша.[5]

Также эсперанто, сохранив много интернациональных слов, от части из них всё же решил отказаться. Например, «туалет» – это necesejo, буквально «нужник» (necesa «нужный» + суффикс -ej- «помещение с такой-то функцией»). Фейсбук может быть Fejsbuko, но может быть и Vizaĝlibro, т.е. собственно «лицо-книга».

Некоторые слова похожи на привычные, но всё равно переиначены на свой лад. «Компьютер» будет komputilo просто потому, что в эсперанто суффикс средства действия не -er, а -il-. А Интернет будет interreto, буквально «межсеть», т.е. слово перевели с английского, хотя итоговое слово всё равно получилось очень похожим на оригинал.

И да, название популярного электронного словаря ABBYY Lingvo — как раз из эсперанто.

[править] Особенности грамматики

Каждая часть речи в эсперанто имеет строго определённое окончание:

  • существительные — -o (вин.п. -on, мн.ч. -oj, вин.п. мн.ч. -ojn)
  • прилагательные — -a (вин.п. -an, мн.ч. -aj, вин.п. мн.ч. -ajn)
  • глаголы — -i (настоящее время -as, прошедшее -is, будущее -os, сослагательное -us, повелительное -u)
  • действительные причастия — настоящее время -ant-, прошедшее -int-, будущее -ont-
  • страдательные причастия — настоящее время -at-, прошедшее -it-, будущее -ot-
  • производные наречия — -e
  • непроизводные наречия и предлоги — -aŭ

Помимо глаголов, на -i заканчиваются все личные местоимения: mi, vi, li, ŝi, ĝi, ni, ili и даже oni.

Особенность эсперанто в том, что слова могут легко переходить из одной части речи в другую, просто меняя окончания. Пример — само название языка: esperi — надеяться, espero – надежда, esperanta — надеющийся (прилагательное), esperanto — надеющийся (существительное, т.е. тот, кто надеется).

Отдельно стоит пояснить о наречиях. Наречия, образованные от других частей речи (производные), образуются с окончанием -e: hejmo «дом» (в значении home) — hejme «дома». А вот с -aŭ могут образовываться как непроизводные наречия, так и предлоги (очень логично, да): antaŭ «перед», baldaŭ «скоро», ĉirkaŭ «приблизительно», malgraŭ «несмотря на», preskaŭ «почти». И другие части речи образуются от них не заменой одного окончания на другое (как у остальных), а прибавлением окончания ко всему слова: antaŭe «впереди» или «раньше», baldaŭa «скорый» и т. п.

Главная фича эсперанто — это его словообразование. Предусмотрено множество суффиксов и приставок, которые можно присоединить к слову для получения другого значения (напр.: nova «новый» — malnova «старый»; arbo «дерево» — arbaro «лес»). Развитое и регулярное словообразование сильно уменьшает количество корней, которые надо знать, и, следовательно, упрощает изучение языка. При желании суффиксы и приставки сами могут быть корнями: mala «противоположный», aro «совокупность». Впрочем, индейские языки кечуа и аймара легко уделывают эсперанто в богатстве словообразования, ничуть не уступая последнему в регулярности.

Приставки и суффиксы в основном взяты из романских языков, но есть и исключения типа суффикса женского рода -in-, который взят из немецкого (der Lehrer «учитель» — die Lehrerin «учительница»).

Одной из самых ненавистных для изучающих и любимых эсперантистскими граммар-нацистами черт грамматики является наличие падежей. Их два: так называемый именительный (хотя он употребляется также после всех предлогов, кроме случаев, описанных далее) и так называемый винительный, маркируемый окончанием -n (хотя он же используется с пространственными предлогами для указания направления). По падежам склоняются существительные, прилагательные и местоимения. Например: Ne ŝovu vian nazon en fremdan vazon! «Не суй свой нос в чужой горшок!» (~ не лезь не в своё дело). Соответственно, опытные эсперантисты могут постоянно повышать своё ЧСВ, указывая новичкам на очередной пропущенный аккузатив в тексте типа "Saluton, mi lernas Esperanto" вместо "Saluton, mi lernas (кого-что?) Esperanton".

На самом деле, у наличия винительного падежа в эсперанто есть как минимум две объективные причины:

  • Различение предлогов места и направления. Например, esti en domo — быть в доме, но eniri en domon — войти в дом.
  • Различение прямого и обратного порядка слов. Чтобы было понятно, что patro amas patrinon — это папа любит маму, а папу любит мама — это patron amas patrino.
  • Также окончание -n даёт возможность удобно образовывать от наречий места на -e наречия направления на -n. Например, mi estas hejme — я (есть) дома, а mi iras hejmen — я иду домой.

В идо, кстати, отдельный винительный падеж сделали проявляемым явно только при обратном порядке слов, но не при последовательном. Получается, например «La kato manjas fisho» (Кот ест рыбу), но «Fishon manjas la kato» (Рыбу ест кот).

Многих также интересует, откуда такое странное окончание множественного числа существительных и прилагательных -j (juna homo «молодой человек» — junaj homoj «молодые люди»). Отвечаем: из греческого, где, например, άνθρωπος — человек, άνθρωποι — люди. Однако и во множественном числе в эсперанто нельзя забывать о винительном падеже: Mi vidas junajn homojn. — Я вижу молодых людей.

Вообще, по количеству приклеенных к корню приставок и суффиксов эсперанто может порой сравниться с тюркскими языками:

  • sano — здоровье
  • mal-sano — нездоровье, болезнь
  • mal-san-ul-o — больной (как существительное)
  • mal-san-ul-ej-o — больница (буквально: «помещение для тех, кто нездоров»).

Выканье

В эсперанто, как и в английском, все друг к другу обращаются на «вы» (эсп. vi). Объясняется это тем, что эсперантисты должны ощущать друг друга братьями и не чувствовать неловкости при выборе обращения «на вы или на ты». Поэтому Заменгоф сначала вообще не предусмотрел местоимения «ты», потом таки вынужден был формально ввести местоимение ci, но по факту оно употребляется, только если в тексте (например, переводе с другого языка) нужно подчеркнуть, что кто-то к кому-то обращался на «ты»[6].

[править] Примеры фраз

  • Unu Dio, Unu Mondo, Unu Interlingvo («Единый Бог, Единый Мир, Единый Язык общения») — тезис японской религии Оомото-кё. Более буквальный перевод: «Один Бог, Один Мир, Один международный Язык». Весьма кое-что напоминает: «Ein Volk, ein Reich, ein Führer» — «один Народ, одна Империя, один Вождь».
  • Saluton. Kiel vi fartas? — «Привет. Как дела?»
  • Kio estas via nomo? — «Как вас зовут?»
  • Mi amas vin — «Я тебя люблю».
  • Dankon — «Спасибо».
  • Mi estas komencanto — «Я есть новичок». Мем сабжа. Местный аналог London is the capital of Great Britain, ведь встречается в тредах на форумах чуть больше, чем постоянно.
  • Havu bonan tagon! (Bonan tagon!) — «Доброго вам дня, джа!»
  • Mi fikis vian patrinon — Без перевода. (спойлер: На самом деле, «Я ебал твою мать», конечно же.)

[править] Эсперантский мат

Изначально в эсперанто было всего 900 корневых слов, среди которых матерных не было, так как система словообразования языка позволяла быдлу добавить все необходимые слова впоследствии при необходимости. Считается, что оскорбительная сила нецензурной лексики в современном эсперанто намного сильнее, чем в большинстве других языков.

Кстати, в эсперанто «шлюха» — putino, что доставляет. Пример употребления: Forfikiĝu, malpura putino!

Для желающих изучить вопрос подробнее — словарь.

[править] Группы поциентов

[править] Эсперантисты

Те, кто владеет эсперанто, гордо называют себя эсперантистами (esperantistoj).

Ответить на вопрос «сколько в мире эсперантистов» очень сложно — сразу возникают два других:

  • Кого считать? Тех, кто знает несколько слов и даже читал фундаменто? Или тех, кто болтает на эсперанте лучше, чем на родном?
  • Как считать? Nuff said.

Смотрим грустную историю преморбида — эсперантист привык прятаться. Поэтому цифры, которые так любят выдавать эсперанто-агитаторы, в большинстве случаев берутся с потолка. Одно известно точно — эсперанто превосходит по числу пользователей все другие искусственные языки[7], а также многие естественные.

Большая плотность эсперантистов наблюдается в странах Западной Европы, Бразилии, Японии, а также ВНЕЗАПНО в Иране. Попадаются эсперантисты и в Китае, так как считается, что знания эсперанто помогают китайцам в изучении большинства европейских языков. В Венгрии эсперанто было разрешено выбирать студентам в качестве иностранного языка для получения диплома, что они с удовольствием и делают[8].

Люди, для которых эсперанто родной, называются denaskuloj (буквально «отрожденцы»). Это могут быть дети родителей из разных стран, познакомившихся на международных эсперанто-встречах и по привычке разговаривающих друг с на эсперанто; или дети особо идейных эсперантистов, полагающих, что их чада будут жить уже при финн венке и знание эсперанто им очень поможет в жизни. Самые известные denaskuloj — Джордж Сорос и сёстры-шахматистки Полгар из Венгрии. По странному стечению обстоятельств они также являются ЕРЖ.

[править] Клубы

В разных точках земли существует множество клубов эсперантистов, стать членом которых может каждый, кто пройдёт небольшой экзамен и/или оплатит членский взнос.

Зачем это нужно? В основном для понтов, вроде «я — интеллектуал™». Вероятность встретить на улице эсперантиста стремится к 0. Но на всякий случай: как правило, они носят на одежде зелёную звёздочку. И практическую пользу вы можете извлечь, лишь состоя во всяческих клубах и ассоциациях. Для них же существует служба Pasporta Servo, позволяющая практически на халяву путешествовать по разным странам. Алсо, пропедевтический эффект при совместном изучении связки «эсперанто + любой европейский язык» тоже способствует притоку неофитов в клубы по изучению языка.

Интернет способствует умиранию клубов эсперанто, потому что больше не нужно выходить из дома, чтобы найти говорящих на любом языке альтернативной распространённости, включая эсперанто. Виртуальные эсперантисты тусуются в слегка вебдванольном проекте lernu.net («учи точка нет») и создают для себя комфортную среду, переводя на эсперанто интерфейсы всяких фейсбуков.

[править] Раумисты

Однажды в 1980 году на очередном И-Йо-Ко в финском городе Раума часть эсперантистов вдруг решила, что что-то пошло не так в эсперанто-движении, и опубликовала Манифест Раумы из пяти разделов:

1. Кризис идентичности: ответ на вопрос «зачем нужен эсперанто» теперь ускользает даже от самих эсперантистов, надо придумать новую национальную идею.

2. Критика старых целей: хватит бороться с инглишем и желать фины-венки, опуститесь с небес на землю.

3. Новые цели: распространять эсперанто, основываясь не на глобальных планах сделать язык всеобщим, а на более понятных простым людям категориях: ценность как трамплина к изучению других языков, фан от общения на простом и интересном языке, знакомства с такими же увлечёнными людьми со всего мира и т.п. Иначе говоря — призыв эсперантистам перестать претендовать на мировое господство и окончательно замкнуться внутри своей уютненькой тусовки.

4. Конгрессы (следствие пункта 3): что сплачивает мировую эсперантскую тусовку, если убрать глобальные цели изменить мир? Конечно же, совместное времяпровождение на конгрессах! Поэтому конгрессов и других локальных и глобальных эсперантских посиделок должно стать больше.

5. Заключение о вере в новое будущее эсперанто. Без комментариев.

Более того, раумисты даже набрались наглости обвинить официальное эсперанто-движение в шизофрении:

«

Ĉu la batalo kontraŭ la (uson)angla, aŭ kontraŭ tio kion ĝi reprezentus, estu la interna ideo de io kio estas nur komunikilo, ekzemple la telegrafo, aŭ la telefono? Kaj ĉu tiu batalo, inspirita de la lukto kontraŭ lingva imperiismo (en nova saŭco nomata "lingva diverseco"), estas aŭ ne estas politike malneŭtrala batalo?

»
— Анонимус

De ĉi tie

Перевод для не-эсперантистов:

«

Разве борьба с (американским) английским или с тем, что он представляет, может являться неотъемлемой идеей чего-то, что само по себе представляет собой только средство общения, например телеграфа или телефона? И может ли такая борьба, вдохновляемая противостоянием «языковому имперализму» (под новым соусом «языкового разнообразия»), называться «политически нейтральной»?

»
— Анонимус

Отсюда

На самом деле, раумизм представляет собой попытку отказаться от тех факторов, которые отпугивают многих от эсперанто и заставляют их воспринимать эсперанто-сообщество как «секту» с обязательной идеологией и делением мира на «своих» и остальных, которых ещё только предстоит завербовать. Среднестатистический человек, узнав откуда-то об эсперанто или познакомившись с эсперантистом, если и станет учить язык, то скорее изначально для фана, потом — для общения с другими владеющими этим языком (собственно, главная функция любого языка вообще). Отдельный драйв может приносить осознание, что общаешься с человеком из какой-нибудь Аргентины, с которым у вас иначе не было бы общего языка и с которым вы вообще никогда бы не познакомились даже виртуально. Однако, несмотря на то что такая идеология в теории способна привлечь гораздо больше людей в ряды активных или пассивных эсперантистов, официальному эсперанто-движению такая позиция не нравится.

[править] Улучшатели

Первое, что приходит в голову среднестатистическому человеку, только что познакомившемуся с эсперанто — «его надо улучшить». Ведь очевидно, что язык до сих пор не получил всеобщего распространения именно из-за винительного падежа / несимметричности обозначения полов / уродливости слова patrino («мать», дословно: «отчиха», более эстетичным был бы вариант с выделением отдельного корня — matro) / омонимии при словообразовании (например, можно спутать слова глаз и восьмёрочник (okulo), как же так?!) / букв с крышечками (нужное подчеркнуть).

Тут же создаётся проект «Эсперанто 2.0», в котором аффтар в меру своей лингвистической извращённости реализует все свои фантазии, после чего совершенно безвозмездно осчастливливает им мировое эсперанто-сообщество, которое так долго мучилось, пользуясь несовершенным языком Заменгофа, и которое теперь, с появлением его новой, улучшенной, версии, наконец-то, сможет одержать долгожданное фина-венко!

Надо ли уточнять, с какой радостью принимают эсперантисты потоки подобных проектов, льющиеся на эсперантские форумы? Ещё при Заменгофе один такой проект «улучшения» эсперанто в 1907 г. привёл к расколу эсперанто-сообщества (см. ниже про идо). С тех пор у эсперантистов это табу. Естественные языки тем временем невозмутимо развиваются, институты отмечают новые правила, что-то признают как объективную динамику языка, что-то — как распространённую безграмотность и рак, убивающий. А вот с искусственным языком, который, казалось бы, меняй — не хочу, надо просто собраться Всежидейшим Собором и вынести решение, а не изменить ли нам написание… ан вот нет, низзя. Не принято.

Охуев от реакции эсперантистов на безобидный список улучшений, сделанный, к тому же, для их же блага, аффтар проекта смекает, что эсперантисты — те ещё твари, а эсперанто — зло. Так появляются…

[править] Антиэсперантисты

С самого появления эсперанто вокруг него возник холивар — появились так называемые антиэсперантисты, которые считают, что эсперанто не нужен. Причины же для этого находят самые разные и часто противоречивые, к примеру:

  • Эсперанто — искусственный, а значит в нём нет души™…
  • Эсперанто придуман евреем для захвата мира евреями.
  • Эсперанто слишком априорен, Заменгоф слишком многое в нём взял с потолка.
  • Эсперанто слишком апостериорен, в нём слишком много взято из естественных языков, что вызывает сложности при изучении.
  • Эсперанто европоцентричный язык. Слова в нём взяты из малого количества языков.
  • Эсперанто слишком разношёрстен. Слова в нём взяты из слишком большого количества языков.
  • Эсперанто некрасиво звучит.
  • В эсперанто много букв с надстрочными знаками.
  • Эсперанто нелогичен.
  • Эсперанто не развивается.
  • Эсперанто создан не лингвистом, а ламером.
  • И, наконец, самый злой аргумент — эсперанто уже не нужен, потому что рiдный English подсуетился и в последние годы, благодаря этим вашим интернетам, зохавал экологическую нишу, предназначенную для эсперанто, а эсперантисты этого ещё не успели осознать со всей глубиной ужаса.
  • и т. п.

Как это обычно бывает, всё выливается во взаимную ненависть и ругань. Глубина мысли и осведомлённость антиэсперантистов, знающих об эсперанто только по статье из журнала «Трамвай», доставляет. Легко ведущиеся на троллинг эсперантисты с пеной у рта и отплёвываясь доказывают, что они не верблюды и что их язык лучший-прелучший и лишён недостатков.

[править] Контент

b
Эсперантская версия «The show must go on»
b
Песня группы Kajto
b
Песня группы Persone

Львиную долю того, что пишут эсперантисты, составляет обсуждение и восхваление их самих, их замечательного языка и мероприятий (публичных лекций об эсперанто, местных и глобальных конгрессах эсперантистов и т.п.) Как только какой-нибудь эсперантист попытается сделать пост об/на эсперанто за пределами эсперантских ресурсов, в комментах гарантированы холивары на тему «что это за язык-Франкенштейн» и «Скрипач эсперанто не нужен». Поэтому гораздо спокойнее замкнуться в уютных ресурсах единомышленников и вместе петь там дифирамбы любимому языку.

Однако встречается и нормальный контент. На эсперанто пишут книги и стихи. Причём стихи писать на э-о непросто. Во-первых, из-за особенностей грамматики у начинающих поэтов все рифмы получаются типа ботинки—полуботинки. Во-вторых, ударение в словах фиксировано на предпоследнем слоге, правда, специально для стихов в языке была предусмотрена возможность отбрасывать конечное -o — на письме его заменяют апострофом.

Есть множество музыкальных коллективов, поющих на эсперанто. В э-о кругах популярны группы Persone, Dolchamar, Esperanto Desperado, француз JoMo и казахский дуэт Ĵomart kaj Nataŝa. Также есть куча бардовских песен, исполняемых у костра, существует целое музыкальное панк-движение, самым известным представителем которого, пожалуй, является группа Piĉismo/Pichismo (что в переводе с эсперанто значит пиздизм, а в переводе с идо — хуизм, а на самом деле является литературоведческим термином от фамилии эсперантского романиста Кароля Пича), лидер которой заодно является и организатором всей этой тусовки. Исполнение этих групп уныло и бездарно, но на то они и панки.

На эсперанто переведены самые разные книги, от Библии до «Евгения Онегина». Существуют также несколько кинофильмов, эсперантоговорящие радио, и даже одно время был телеканал.

Есть раздел википедии на эсперанто.

Гугл-переводчик умеет работать с эсперанто.

[править] Локальные мемы

  • Fina venko (досл.: окончательная победа, надм. финская победа) — неопределённый момент в будущем, когда каждая собака будет лаять на эсперанто. Считается мейнстримной идеологией эсперанто, хотя есть и несогласные (см. раздел про раумистов).
  • Krokodili (досл.: крокодилить) — говорить не на эсперанто в эсперанто-тусовке. Особенно, если не все присутствующие знают язык, на котором вы говорите. Также существует обратный термин Gaviali (досл.: гавиалить, гавиал это разновидность крокодила) — говорить на эсперанто, когда другой язык был бы более приемлемым в данной конкретной ситуации, и ряд промежуточных: Aligatori, Kajmani, Lacerti (досл.: ящерить)...
  • Lapaduj’ (Лападу́й, не переводится) — сакральный танец адептов эсперанто. Заключается в том, чтобы, встав в круг, весело напевая «Чи́уй да́нцас лападу́й!», лапать друг друга за разные места.
  • 16 правил — именно столько понадобилось Заменгофу, чтобы описать грамматику эсперанто в первом учебнике. Эсперанто-агитаторы яростно распространяют миф о том, что этого, собственно, и достаточно для совершенного владения эсперанто.

[править] Помимо эсперанто

Эсперанто не первый и далеко не последний язык искусственного происхождения. Общее количество искусственных языков (aka конлангов) не поддаётся подсчёту, так как их выдумывают все кому не лень, от философов до школьников. В языковых тусовках считается хорошим тоном, если ты когда-либо выдумывал свой конланг, пусть даже в старших классах школы.

Среди всей массы конлангов выделим те, которые связаны непосредственно с э-о:

[править] Волапюк

Первый, кому пришла идея изобрести искусственный язык с целью объединения всего мира, был Бог, который поведал о своей задумке во сне рабу своему, немецкому священнику Иоганну Мартину Шлейеру. Было это в ночь на 31 марта 1879 г. Проснувшись, Шлейер тут же взялся за работу и сотворил язык с божественным названием волапюк. То ли у пастора был особый талант к пиару, то ли Начальник поспособствовал, но за следующие несколько лет волапюк стал необычайно популярен, несмотря на свою странность и сложнейшую грамматическую систему. В отличие от того же эсперанто, слова в воляпюке хоть и были взяты из европейских языков, но ни разу не очевидны. Так, само название «волапюк» значит «мировой язык», от vol «мир» и pük «язык», в котором не сразу можно узнать английские world и speak[9].

Сейчас волапюк знаменит своей Вюкипедией, напиленной ботами чуть менее, чем полностью и одно время даже нагибавшей по числу статей (более 100k) ряд естественных языков (чешский, e.q.) и все конланги, включая эсперанто.

Заменгоф, создав в 1887 г. эсперанто, скопипастил идею у Шлейера, но реализация получилась более годной, многие тогдашние волапюкисты переметнулись в эсперантисты и о волапюке быстро забыли.

Интересно, что аналогом фразы «китайская грамота» в эсперанто является слово volapukaĵo, т.е. «волапюкщина».

[править] Идо

В 1907 г. в среде эсперантистов произошёл раскол: Луи де Бофрон, правая рука доктора Заменгофа, предложил проект улучшенного эсперанто, сделанный за спиной Лазаря вместе с математиком Луи Кутюра и датским лингвистом Отто Есперсеном (будущим создателем новиаля), которому дали название идо (что значит «потомок»), и часть эсперантистов стала идиотами идистами. Узнав про перебежчика, Заменгоф взбесился и предал идистов анафеме опубликовал «Fundamento», в котором дал 10 заповедей 16 правил и запретил от них отступать.

Идо по сути представляет собой эсперанто, ещё более приближенный к романским языкам. Убраны ненавистные дополнительные буковки с крышечками, т.е. идо, как и английский, обходится только базовой латиницей, которую можно набрать с любой раскладки. Звук [й] вместо буквы j стала обозначать буква y (эсперанто jen — идо yen «вот»), а буква j стала обозначать звук [ж] на французский манер. Также греческий союз kaj «и» был заменён на тру-романский e, окончание производных прилагательных -a заменили на -al и т.п. И да, там таки убрали слово patrino «мать» (буквально «отчиха») и заменили на привычное matro. Оценить можно на примере перевода песни «Подмосковные вечера» с текстом.

Отношения между эсперантистами и идистами до сих пор натянутые, травят друг про друга анекдоты, как русские про чукчей. Потом был ещё один раскол, образовавший язык новиаль, но масштаб был уже не тот. А потом пошла мода на натурализм, и стали создаваться слабо похожие на эсперантоиды проекты конлангов, уже не скрывающие своей ориентации на романские языки: окциденталь, интерлингва и др.

[править] Словио и междуславянский

Для славянских народов, у которых легионы Римской Империи погостить не удосужились, в конце 90-х годов один словак разработал т. н. «эсперанто для славян» — словио — специальный язык, который любой представитель славянской группы языков может понять без предварительной подготовки. Он также основан на правилах эсперанто, но использует базой боярский язык. Уныл и неадекватен.

Sxto es Slovio? Slovio es novju mezxunarodju jazika ktor razumijut cxtirsto milion ludis na celoju zemla. Slovio mozxete upotrebit dla gvorenie so cxtirsto milion slavju Ludis ot Praga do Vladivostok; ot Sankt Peterburg cxerez Varsxava do Varna; ot Sredzemju Morie i ot Severju Morie do Tihju Okean. Slovio imajt prostju, logikju gramatia i Slovio es idealju jazika dla dnesju ludis. Ucxijte Slovio tper!

Пример текста, можно писать и на кириллице, но тогда не все могут догадаться переключить кодировку.

Как видим, основной недостаток словио — неславянская (а как раз эсперантоидная) грамматика. Вспомните-ка хоть один славянский язык, в котором прилагательные в начальной форме оканчиваются на -u (novju, mezxunarodnu), множественное число образуется окончанием -s (ludis), а глагол-связка «есть» будет es. Несклоняемость существительных (ot Praga do Vladivostok) будет привычна разве что болгарам с македонцами. Да и запись шипящих через сочетание «согласный + x» намекает, в эсперанто именно так записываются дополнительные буквы с «крышечками» ĉ, ĝ, ĵ, ĥ, ŝ, ŭ, если под рукой нет эсперантской клавиатуры.

Естественно, нашлись недовольные новым языком, которые решили запилить свой проект, более-менее похожий на живые славянские языки. Сначала назвали его «словиански», потом решили переименовать его в «междуславянский». Во избежание срачей между кирилло- и латинописьменными славянами разрешили писать на нём как кириллицей, так и латиницей. Однако носители кириллических языков, как правило, латиницу знают, а носители латинописьменных языков кириллицу — не очень, так что если использовать междуславянский по прямому назначению — для взаимопонимания славян — то текст, написанный русским или сербом на кириллице, поляк или хорват просто не смогут прочитать. Так что какая система записи станет более популярна, немного предсказуемо.

В междуславянском решили аккуратно выбрать ту лексику, которая будет понятна 80% славян без перевода. В итоге на нём может быть вот такой простой и понятный диалог (спасибо Педивикии):

— Ало, мама, даj телефон татѣ!
— Ало, тато, jест ли «Спартак» чемпион?
— Да, дочерко, разумѣје се!
— Тато, даj телефон мамѣ!
— Мамо, јеси услышала — тата дозволил!

Правда, чтобы понять слово «тато», русскоговорящему всё-таки нужно хотя бы немного знать украинский (варианты — белорусский, польский). Ну или подключить контекст, чтобы понять, что это «папа».

[править] Популяризатор

Чуть менее чем половина поколения конца 70-х — начала 80-х годов рождения узнала об эсперанто именно из статьи в журнале «Трамвай» №6 за 1990 год. Вторая половина или узнала от первой, или так и осталась в неведении.

Позже, когда я уже освоил эсперанто самостоятельно на первых курсах университета, у меня был забавный случай. Дружище Антон при упоминании эсперанто решил проверить мои познания и спросил: „А что означает боважо?“ Тоже читал „Трамвай“ в своё время :)

Отсюда

[править] Фестивали языков

Эсперантисты придумали как минимум одну вещь, которая оказалась интересной массам за пределами эсперанто-тусовки: это фестивали языков. Суть такова: раз в году в один субботний или воскресный день (или в оба) собираются в каком-нибудь городе люди, увлечённые языками (неважно, профессионально они ими занимаются или нет), и рассказывают всем желающим про языки или что-нибудь околоязыковое (например, «язык сказок» или «Почему мы пишем "корова" через "о"?»). Обычно языковые выступления разбиваются на несколько блоков длительностью 40-50 минут, в каждом блоке одновременно в разных кабинетах идут несколько выступлений, так что нужно выбирать, на что тебе интереснее пойти. Целью фестивалей является «показать многообразие языков мира». Вроде бы ничего необычного, но... изначально логическая цепочка подразумевалась несколько более длинная:

  1. Цель фестивалей языков — показать многообразие языков мира.
  2. Не забывайте, что есть ещё куча интересных языков помимо английского и ещё полудюжины европейских, и какой-нибудь телугу или марийский не менее интересны и ценны.
  3. Нельзя делить языки на «большие и малые», «престижные и непрестижные», «важные и неважные».
  4. А чтобы относиться ко всем языкам с одинаковым уважением, нужно не давать одним языкам быть престижнее/важнее/нужнее других.
  5. Как это осуществить на практике? Конечно же, перейти в международном общении на эсперанто.
  6. Для тех, кто в танке: учите эсперанто.

Со временем данная цепочка упростилась:

  1. Вот, посмотрите, какой замечательный фестиваль!
  2. А кто его организовал? Организаторы – Российский союз эсперантистов, эсперанто-клуб такой-то, в общем что-то обязательно со словом «эсперанто» в названии.
  3. Хочешь быть таким же красавчиком? Становись одним из нас!

Соответственно, на фестивалях выступления об эсперанто рекламируются особенно сильно, иногда их даже бывает больше одного, параллельно проводятся всякие эсперантские разговорные клубы и т.п.

Однако сейчас в некоторых городах фестивали организуют просто языковые активисты, не имеющие отношения к эсперанто от слова совсем и просто желающие доставить жителям своего города хотя бы один в году день, когда можно послушать о языках, отличных от английского, немецкого, французского или испанского. Последнее особенно актуально для замкадских фестивалей.

Первый фестиваль провёл расовый пиндосский эсперантист Денис Киф во французском городе Тур в 1995 году, а уже в следующем году инициативу подхватили чебоксарские эсперантисты и устроили фестиваль в своём городе, да так, что он до сих пор является одним их крупнейших в этой стране. Следующая волна популярности фестивалей в этой стране пришлась на середину 2000-х, когда фестивали стали проводить сначала в одном, потом в другом Дефолт-Сити (и да, их тоже организуют эсперантисты). Наконец, в десятые фесты начали расползаться по Замкадью и странам ближнего зарубежья, причём в отдельных городах их начали организовывать не-эсперантисты. Из городов, в которых фестивали проводятся регулярно до сих пор, можно отметить Минск, Уфу, Калугу, Ульяновск, Новосибирск, Самару, Великий Новгород. ЧСХ, во многих городах выступают одни и те же люди из Дефолт-Сити (реже из Дефолт-Сити 2), они же являются слушателями на презентациях друг друга; иногда на первых замкадских фестивалях москвичей среди выступающих и слушающих было больше, чем местных. Но потом ничего, своя публика втягивалась.

В целом, мероприятие — лютый вин, если оно есть в вашем городе — рекомендуем.

[править] Изучать или нет?

На самом деле, это личный выбор каждого. Изучением максимально простого и логичного языка-конструктора и, например, переписками на нём можно доставить себе немало фана. Можно на этом остановиться и просто добавить себе в копилку ещё один язык, а можно пойти дальше и затянуться в тусовку (тем более на эсперанто общаться можно только с эсперантистами, а они вас всячески будут к этому поощрять, мы предупредили). В конце концов, людям свойственно сбиваться в стаи искать себе подобных и зависать в реальных и виртуальных сообществах по интересам, будь то собирание марок, фанатение от любимой рок-группы или спортивной команды или же какой-нибудь конкретный язык. В конце концов, чем эсперантисты хуже фанатов японского или французского, которые так же всячески топят за «свой» язык и твердят всем в интернетах, какой он хороший?..

[править] Копипаста

— Драсс… гражданин журн… лист, — сказал Иван Сидорыч, качаясь, как былинка под ветром. — Я к вам. — Очень приятно. — Я насчет эсперанто… — ? — Заметку бы написа… статью… Желаю открыть общество… Так и написать: «Иван Сидорыч, эксперантист, желает, мол»… И вдруг Сидорыч заговорил на эсперанто (кстати: удивительно противный язык). Не знаю, что прочел эсперантист в моих глазах, но только он вдруг съежился, странные кургузые слова, похожие на помесь латинско-русских слов, стали обрываться, и Иван Сидорыч перешел на общедоступный язык. — Впрочем… извин… с… я завтра. — Милости просим, — ласково ответил я, подводя Ивана Сидорыча к двери (он почему-то хотел выйти через стену). — Его нельзя выгнать? — спросила по уходе жена. — Нет, детка, нельзя.

Булгаков

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. В том числе и таких цивилизованных стран, как Либерия, Нигерия, Южный Судан, Гана, Малави, Ботсвана, Замбия и т.д.
  2. Здесь стоит отметить тот факт, что Иван Александрович был языковед-компаративист, ультраполиглот, знал несколько сотен языков из радикально различных языковых семей и понимал металингвистические законы на подсознательном уровне. Так что уж ему-то для изучения эсперанто действительно потребовалось всего лишь выучить 16 правил Заменгофа — всё остальное он и так знал в разы лучше самого автора языка.
  3. На самом деле, как минимум придыхательного h нет ни там, ни там.
  4. Тут французский и итальянский не помогут, нужно знать именно латынь или запоминать.
  5. У этого слова интересная история. Сначала было слово edzino «супруга», то ли из идиша rebbetzin «жена раввина», то ли из немецкого Kronprinzessin «кронпринцесса», «жена кронпринца». Но так как -in- – суффикс женского рода, от edzino был образован мужской род edzo «супруг».
  6. Примерно та же ситуация с английским thou
  7. Имеются в виду не эти, а вот эти искусственные языки.
  8. Вторым по халявности у венгерской школоты считался цыганский.
  9. Впрочем, Педивикия говорит, что Шлейер специально так видоизменял слова, «стремясь сделать лексикон волапюка самостоятельным, лишённым отпечатков языков-источников слов».


Mouth with tongue.png Esperanto ne estas hunda kaco!
Натуральные  Английский (Middle English) • ЛатыньМунспикРунглишСуржикТарашкевицаФранцузский
Плановые  LeetLolspeak • "Албанский» • «Боярский» • «Гопотятский» • «Йожиный» • «Онотолица» • «Сибирский» • Эсперанто
Жаргон  КомпьютерныйГеймерский (MMORPGMUDаков) • МестныйМузыкальныйОфенскийХулиганский
Лексемы  БармаглотБатареяВуглускрГлокая куздраЖе не манж па сис журОбаполРосатый
Прочее  Grammar nazi (Расстрельный список) • /fl/KekekeLorem ipsumQWERTYRussian Reversal • (sic!) • TEHT9Who are you to fucking lecture me?Алфавит Анны-СофииАлфавит ДвачаВ/наГрамматикалияЁИероглифКЛБКосил косой косой косойКуННеприличный жестПилитьПриставкиРукопись ВойничаСанскрипт иероглифамиТипографикаФаллический редукционизмФонетизмШнурки в стаканеЫЭвфемизмЪѢ
Перевод  All your base are belong to usMisheard lyricsPeacedoorballSquirrel instituteБлджадБуллшитБылинноБыстро, решительно!Герцог мираГуртовщики мышиДвиньте вперёдКузинатраМакаку чешетМашинный переводНадмозгНет путиНогохуйцПокрытияСамка собакиСистема ПоливановаТранслитТяни-толкай
Дефекты речи  AmiriteGARLOLI HAET PIZZAO RLY?NO WAIPretty cool guyP. S.PwnedS — как долларАвафА также линиябНОПНЯВонниГыДиалог с собойЕбал её рукаЛец ми спик фром май харт ин инглишМнуМурсикиНевыносимо отвратительные словаНяОпечаткаПаукПиздоблядское мудоёбищеПозязяСиндром ТуреттаСловесный поносСомаСрукСцукоТься/тсяЧерномырдинШизофазия